Юзабилити: наука или идеология?
В юзабилити присутствуют 2 стороны. С одной стороны это методика контроля и обеспечения качества, которая помогает вам выяснить, что в вашей системе работает на пользователя, а что - нет. С другого конца, это система понятий, которая призвана гарантировать власть человека над тем, что он сам же и сделал.
Обе стороны юзабилити имеют право на наличие, однако еще более существенно - уметь различать эти 2 стороны и знать, когда и где их использовать.
Юзабилити как наука
Экономист Арноль Клинг (Arnold Kling) не так давно отобразил в цифрах, как смотрится исторический увеличение экономики. Для данного он прибег к крайне любопытной системе измерения: мешкам с мукой. Если подсчитать, сколько вы можете приобрести мешков с мукой на собственную зарплату, то окажется, что средний работник сейчас производит ценностей в 450 раз более, чем средний работник, живший в 1500 г.. (Клинг использует мешки с мукой для сравнения производительности поэтому, что это 1 из немногих вещей, которая всегда производилась и производится на протяжение долгого исторического этапа, а ее потребительская стоимость осталась приблизительно той же, что была несколько столетий назад).
В общем, мнение Клинга состоит в том, что экономика - самообучающаяся система. Это большое рост в числе производимых благ стало возможным благодаря постепенному накоплению познаний: мы шаг за шагом обучались создавать то же самое еще быстрее, еще дешевле и еще эффективнее. В собственную очередь, любое следующее улучшение было основано на прошлых, что обеспечило непрерывный увеличение производительности усилий.
Обучение случается 2-мя путями: по науке и по Дарвину. При научном методе мы придумываем теорию, а после производим эксперименты, стараясь эту теорию опровергнуть. Если достаточное число экспериментов не может опровергнуть нашу теорию, мы принимаем ее за гипотезу, а инженеры берут и делают на ее основе новые товары. Бизнес же работает все более по Дарвину. Большое число коммерсантов одновременно предлагают собственные услуги по решению какой-либо потребности покупателя. Большая часть данных коммерсантов получается из бизнеса т.к. "невидимая рука" экономики отвергает их предложения.
Независимо от способа процесс смотрится так - вы предлагаете решение, а после проверяете, работает оно в реальной жизни или нет. Рабочие теории становятся научными теориями; компании, сделавшие максимально выгодное предложение покупателям, растут и развиваются.
Юзабилити в некотором роде это также проверка на соответствие реалиям. И делается это 2-мя способами:
- Прежде чем начался процесс дизайна. На этом этапе применяются подобные методы юзабилити, как изучения на месте, изучения конкурентов. Они дают возможность дизайнеру установить направленность, в коем движется настоящий мир. Эти методы более близко к научному подходу "теория-опыт": вы выводите какие-то закономерности, а после пытаетесь обнаружить им доказательство, наблюдая за реалиями, чтоб в последующем пользоваться ими как путеводной нитью при создании наилучшего из возможных дизайнов.
- Затем, как кончился процесс дизайна. Тут применяются уже иные методы дизайна подобные как, тестирование, наблюдение. Строго так же как бизнесмены соревнуются друг с другом в том, чья бизнесс-идея лучше для покупателя, так и ученые по юзабилити, демострируют альтернативные варианты дизайна пользователям и определяют, какой из них работает отлично. Основное преимущество только в том, что тестирование бумажного прототипа вам обойдется дешевле, чем бизнесмену - основание целой компании.
Юзабилити старается дать объяснение поведение человека в трудных системах при крайне особенных обстоятельствах, и посему ее предсказания меньше точны, чем предсказания подобных полноценных наук, как физика, к примеру. Потому юзабилити опирается в своих рекомендациях по большей части на прошлые эксперименты и опыт, чем на точные формулы.
Когда какая-то роль провоцирует трудности у множества пользователей на большом числе сайтов, мы призываем отказаться от нее. И строго так же, если какой-то элемент дизайна срабатывает при разных обстоятельствах, мы рекомендуем пользоваться им.
Невзирая на подобные отличия, фундаментальный подход в юзабилити и в полноценной науке одинаков: наши заключения и рекомендации основаны на экспериментах и наблюдениях реального мира. Цель юзабилити проверять дизайн в настоящих условиях и - принимая во внимание человеческий фактор - определять, что работает в дизайне, а что - нет.
Юзабилити как идеология
В то же самое время юзабилити является идеологией - система веры в некоторые права человека:
- В право человека быть выше технологии, которую он сам же сделал. Если м/у технологией и человеком появляется конфликт, меняться обязана технология.
- Право человека на управление. Пользователи обязаны понимать, что случается, и обязаны иметь возможность контролировать итог.
- Право человека на простоту. Пользователи обязаны трудиться с компьютером без особых усилий.
- Право человека на свое время. Запутанные интерфейсы впустую тратят ценное время человека.
Эти права не во всех случаях уважались. В 60-е годы больше всего пользовательских интерфейсов требовали от человека подчинения себе. То же самое случалоь с веб-сайтами в эпоху моды на "навороченные и крутые" сайты.
Если дизайнеры и менеджеры проектов не считаются с идеологией юзабилити, они и не считаются и с правилами юзабилити. Согласитесь, если вы не хотите, сделать нечто легче, то вы не будете и думать о том, как это сделать легче.
Чем более вы проявляете уважения к человеческим правам, тем счастливее вы делаете людей, и тем лучше становится наш мир. Хотя, сия философия не довольно убедительна для большей части "людей в черном", подписывающих чеки. К радости Веб дает превосходный стимул обратиться к юзабилити даже тем, кого интересует лишь итоговая строчка в годовом сводном балансе: если вашим сайтом сложно пользоваться, пользователи просто уйдут с него.
В среднем веб-сайты, улучшившие свое юзабилити, увеличивают собственные продажи (или отдачу в целом) вдвое. Причина? Веб - очень конкурентная среда, пользователи не собираются тратить свое время и силы на борьбу с сайтом, который не уважает их право на простоту. Рядом постоянно существуют иной сайт, на который возможно с высокой скоростью перейти.